Действительно, профессиональные ассоциации и разные классические школы едва ли не с презрением относятся к тем коллегам по цеху, кто применяет эзотерику. У обеих сторон — свои аргументы. Некоторые из наших собеседников согласились открыто признаться в альтернативных методах работы с клиентами. Кто-то захотел сохранить инкогнито. «Я только с ними и работаю. Истинно вам говорю, как человек, закончивший и мехмат, и факультет психологии МГУ: психология ближе к эзотерике, чем к науке», — поделилась одна из сторонниц альтернативы. Кто-то из лагеря противников, наоборот, заявил, что «изгоняет таких коллег осиновым колом» и счастье, что Фрейд уже мертв и не увидит «психоналитика с бубном».
Но, несмотря на спорность и сомнительность эзотерических методов, даже адепты традиционных техник и инструментов признали, что часто «это работает», чему есть вполне рациональное объяснение. Ведь еще Карл Густав Юнг говорил, что «магическое — просто-напросто другое название психологического».
Самая популярная реакция клиентов: «Я в таро не верю»
Мы задали психологам, применяющим неканонические методы, три вопроса:
- Как эзотерические инструменты помогают им в работе?
- Как к этому относятся клиенты и коллеги?
- И почему эти методики, несмотря на ненаучность, срабатывают?
«Из практики знаю, что один из самых быстрых способов доступа к бессознательному клиента и пациента лежит через образы и архетипы, для чего успешно использую карты таро. Отношение у коллег всегда разное. Но профессионалы своего дела понимают важность правополушарных техник в нашей работе. Самая популярная реакция клиентов: «Я в таро не верю. А разложите мне, пожалуйста».
На мой взгляд, это очень эффективный инструмент. Большинство проблем клиента лежит в бессознательном, куда невозможно получить доступ через левополушарную логику, а вот через «правополушарные заходы» — запросто. Плюс таро — это архетипический путь героя, а значит, откроется вход и в коллективное бессознательное.
Можно будет вывести клиента на осознание, какой этап пути он проходит и почему попал в кризис».
«Я ассоциирую себя с автомехаником: ко мне приезжает машина, а я знаю типовые поломки. Мы прекрасно знаем, почему «ломается» человек, откуда у него неврозы, фобии, травмы. Но мы не всегда знаем, почему он «чинится». Мы не знаем, как работает разговор, как работает психотерапия. Мы никогда не залезем в психику. Поэтому работают абсолютно любые инструменты — даже если это танцы с бубном.
Ко мне однажды пришел клиент, у него на лбу написано: кризис среднего возраста. Пришел не сам, привела жена. Он — человек гор, кавказец, джигит. Для него умный очкарик не авторитет. Я услышал, что он ссылается на шаманов, и понял, что к эзотерике он лоялен.
Вскользь на первой сессии упоминаю таро, вижу — он заинтересовался. На второй сессии делаю ему расклад. Рассказываю про прошлое, настоящее, будущее. И все — он уже абсолютно мне доверяет. И дальше мы работаем в привычной психотерапии. Но без таро я бы к нему не подобрался.
У человека существуют защиты, когда он прикрывает свои болевые точки. Человек будет сопротивляться трансформации. Работа с сопротивлением — огромный пласт в терапии. Как только я начинаю ковырять механизм выживания, который спасал человека столько времени, его бессознательное включает сопротивление.
И мне нужно как-то неявно начать изменять. Неявно обходить сопротивление как раз и помогают карты таро».
«Я не просто использую астрологию в качестве инструмента психолога, а скорее психологию использую в качестве инструмента астролога.
Когда только начинала консультировать как астролог, поняла, что мне необходимо получить психологическое образование для того, чтобы научиться не брать на себя психические состояния клиента, а перерабатывать и контейнировать их.
Ведь невозможно помочь человеку, находясь в одном психологическом состоянии с ним. Без навыков и теории психологического консультирования в моей работе с людьми делать нечего. И во мне эти два метода помощи не конфликтуют.
Практически все, как один, коллеги-психологи, с которыми меня сводила жизнь, узнавав, что я еще и астролог, немного смущались, но со временем это смущение перерастало в интерес. Дело в том, что психологи очень умные и любопытные люди, это один из неотъемлемых критериев профессии. Многие из коллег сами стали моими клиентами или направляют ко мне на астроконсультации своих клиентов.
Даже у абсолютно здоровой психики на каких-то уровнях происходит дисбаланс
Как это работает у меня? На сессиях мы с клиентом при помощи астрологического символизма ищем и находим отправные точки событий и циклов его жизни и подробно изучаем различные их взаимосвязи. Ведь циклы бесконечно повторяются (паттерны движения Луны, Земли и других планет).
Думаю, что у Юнга именно такой паттерн движения и назван процессом индивидуации. Его суть в том, что каждый человек, русло реки или государство станет тем, что в нем заложено потенциально так называемым Вселенским замыслом. Часто даже у абсолютно здоровой психики на каких-то уровнях происходит дисбаланс.
Человек начинает разрушаться изнутри, не понимая, что с ним происходит. Как будто в какой-то момент в этом лабиринте жизни он выбрал не ту дорогу. В психологии это можно сравнить с деструктивными когнитивными фильтрами.
Здесь задача астролога — достать эти «фильтры», вывести из автоматизма или из сферы непонятного, фантастического невезения в сферу осознанности».
«Пущу сразу в ход тяжелую артиллерию. Юнг пользовался астрологией как диагностикой для определения психических особенностей, в том числе отклонений. Его теория архетипов и синхронизации — не что иное, как — на языке астрологии — влияние планетарных и зодиакальных энергий и тождественность процессов микро- и макрокосмоса.
Не говоря уже о коллективном и индивидуальном бессознательном, которое описывается сферами индивидуального гороскопа. В психологии я отталкиваюсь от астрологии. Сейчас начинаю соединять трансгенерационный анализ на основе карт нескольких поколений, семейные констелляции (взаимное расположение и взаимодействие различных факторов, стечение обстоятельств).
Затем на основе анализа (как левополушарного, так и правополушарного) начинается психологическое консультирование.
Атеистами бывают до первой встряски в самолете
Это работает, потому что в человеческую психику бесконечное количество ходов. Астрология — строгая вещь (забудем при этом вульгарное и примитивное деление всего человечества на 12 типов), и конкретная карта рассказывает многое о человеке. Астрология не предсказывает, как почему-то думают многие. Она — навигатор. А дальше — дело работы над собой с психологом или без».
«Я практикую 12 лет, поклонница Юнга и его теории. Карты таро помогают справиться со случаями, когда клиент находится в затруднительном положении, не знает, какой сделать выбор, какую стратегию поведения предпочесть.
Как психолог я не имею права говорить, что нужно делать. Как таролог могу разложить карты, рассказать, как обстоят дела и какая модель поведения будет самой эффективной. Мои клиенты относятся к этому по-разному: кто-то на «ура», кто-то с подозрением.
Но еще ни разу никто не сказал, что это ерунда.
Карты, благодаря их связи с архетипичным мышлением, всегда показывают истинное положение вещей, помогают показать какие-то подсознательные мотивы, которые клиент, возможно, не желает признавать логически.
Коллеги, воспитанные на классике и склонные к научному мышлению, относятся к этому крайне негативно, что, впрочем, не мешает некоторым из них приходить ко мне на расклады таро. Мы же знаем, что атеистами бывают до первой встряски в самолете. Думаю, что мы просто не все пока знаем о психике человека и устройстве мира.
Когда-то и обычная психология могла показаться магией. Психолога сочли бы чародеем, расскажи он с первого взгляда незнакомому человеку о его характере, склонностях и предпочтениях. А ведь любой хороший психолог сегодня может сделать это даже по фотографии. И это никого не удивляет.
Думаю, что эзотерические инструменты тоже будут изучены со временем, и их символическая связь с подсознанием человека будет раскрыта. А мы, психологи-эзотерики, как любые первопроходцы, пока потерпим нападки ученых коллег и наберемся опыта».
«Работаю с таро, Оракулом Ленорман, древнекитайской Книгой Перемен (И-цзин) на протяжении 12 лет.
На старте моего увлечения психологией у меня также возникал вопрос: а есть ли связь между психологией и магией, эзотерикой? Это взаимоисключающие вещи? Или это две стороны одной медали? Не все клиенты готовы идти к психологу: у нас еще силен стереотип «психологи лечат психбольных».
Но они готовы идти к тарологу. Мои клиенты в итоге все равно получают на выходе психологическую консультацию. Карты и Книга снимают защитный барьер, люди начинают раскрываться, понимать суть своих запросов. Я прошу перед визитом ко мне написать список вопросов, которые они хотят задать картам.
Подумав пару дней, переписав его несколько раз, клиенты получают четкий список запросов, с которыми я начинаю работать. Честно говоря, чем больше познаю эриксоновскую психотерапию, тем больше убеждаюсь, что это магия.
Между повышенной чувствительностью и шизофренией очень тонкая грань
Все психологи немного экстрасенсы. Если ты не чувствуешь людей, на мой взгляд, профессия просто не пойдет.
Как-то профессор, у которого я училась, обсуждая экстрасенсорные способности, рассказал нам: существует теория, согласно которой люди, получившие серьезную психологическую травму, приобретают такое преломление психики, которое позволяет видеть, слышать, чувствовать вещи, недоступные условно здоровым.
Я бы с ним согласилась. Безусловно, тут очень тонкая грань между повышенной чувствительностью и шизофренией, и есть вероятность скатиться в патологию, но многим же удается сохранить баланс».
«Я погружалась в психологию со стороны аналитической психологии Юнга. Много общаюсь с коллегами и хорошо знаю аналитическое сообщество. Карты таро у нас даже преподаются, как метод и как практика. У классических психологов и «классических» клиентов это считается эзотерикой.
Я нахожу, что у всех разные границы того пространства, внутри которого люди работают, мыслят, видят мир. Эзотерика — о чем-то большем, чем земное видимое и общепризнанное психологическое. И у каждого мастера свои размеры этого пространства. Я еще добавляю и богословское видение.
Чтобы это не было какой-то безумной, никому непонятной магической эзотерикой, надо просто связать эти знания с обычной жизнью и событиями. Клиента посвящать во всю картину необязательно. Я смотрю обычно на его уровень и возможности восприятия.
Такие инструменты, как карты, использую в другом формате — в психологических играх. Работа та же, а люди относятся к этому легче, раз игра».
Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/kartyi-taro-astrologiya-kniga-peremen-zachem-psihologam-ezoterika/
Почему психологи ударяются в эзотерику?
Что такое эзотерика? В широком смысле – это всего лишь причудливое сочетание или, лучше сказать, гремучая смесь субъективизма, иррационализма, интуитивизма и супранатурализма, с помощью которой люди ищут и, как этим людям неизменно кажется, находят, во-первых, особые состояния человека и его организма и, во-вторых, специфические, как правило, легкие, хитроумные, обходные, секретные, а зачастую и откровенно магические пути достижения этого состояния.Почему же многие психологи сегодня ударяются во все это?Первый и самый простой ответ на этот вопрос заключается в том, что психолог хочет зарабатывать деньги. А чтобы деньги заработать, надо следовать за пожеланиями клиента. Спрос, как известно, рождает предложение. Ну, а спрос на эзотерику, запрос на всяческие хитроумные способы расширения сознания, достижения личностного роста, обретения здоровья, долголетия, гармонии и счастья сегодня весьма и весьма выражен. Соответственно, психолог, видя, что клиент хочет снять венец безбрачия или очистить сосуд кармы, смело предлагает ему эти услуги.Причем целый ряд психологов, пошедших по этому пути, на самом деле, в эзотерику не верят, субъективизмом и иррационализмом вроде бы не страдают, напротив, они, по-видимому, кажутся себе чрезвычайно объективными и рациональными и воспринимают все эти эзотерические «методы» как своего рода динамическое, процедурное плацебо, как театр, как антураж, который помогает клиенту там и тогда, где и когда клиент во всю эту атрибутику верит. Мол, считает клиент, что в его ситуации поможет только чистка энергетических каналов и чакр, значит, надо для него эту чистку каналов и чакр инсценировать.Конечно, идея о том, чтобы поискать или, тем более, самостоятельно провести исследования, в которых бы объективно проверялась правомерность утверждения, что инсценировка чистки чакр помогает клиенту, который верит в чакры и возможность их очистки, таким психологам, видимо, не приходит, что ничуть не мешает им считать себя объективными, рациональными и даже «сторонниками естественнонаучного подхода в психологии».Замечу для тех, кто не совсем понял, в чем тут собственно проблема: для применения «метода» мало верить в его эффективность или считать его эффективным; любой метод перед применением необходимо вначале объективно проверить, причем объективной проверкой психологического или медицинского метода является именно правильно проведенное научное исследование с формированием репрезентативной экспериментальной выборки (рандомизированной), специальным контролем точности и объективности получаемых данных и математико-статистической обработкой, а не чисто умозрительной интерпретацией этих данных.Но это было бы еще полбеды, если бы все ударившиеся в эзотерику психологи считали оккультно-эзотерические «методы», процедуры, ритуалы и церемонии не более чем «лечебной инсценировкой» и «процедурным плацебо». Сегодня, к сожалению, огромное количество психологов в эзотерику по-настоящему верят.Как же так получается? Разве не должно высшее образование формировать научную картину мира, прививать человеку рационализм, стремление к точности и объективности?Про образование в целом и его облагораживающее разум влияние разговор можно даже не начинать. Достаточно вспомнить огромное количество физиков, химиков, биологов, которые ничтоже сумняшеся занимаются эзотерикой и оккультизмом, чтобы понять, что даже математизированное, строго естественнонаучное образование не является само по себе достаточным условием для преодоления субъективизма, иррационализма и супранатурализма.Но вот о проблемах психологического образования тут нельзя не сказать.Главная проблема современного психологического образования в России состоит, с моей точки зрения, в том, что будущим психологам не показывают разницы между наукой и донаукой, между наукой и лженаукой, между доказательным знанием и умозрительными построениями, между экспериментом и размышлениями. Современные психологи, по-видимому, не видят той принципиальной разницы, которая существует между работами Скиннера и работами Фрейда, между деятельностью Эббингауза и деятельностью Джемса, между учебниками Майерса и большинством учебников по психологии, написанных отечественными авторами.Да и вообще науке, научным методам, математике современных российских психологов практически не учат. Современный психолог, фактически, на занятиях получает лишь две формы «психологии». Во-первых, скучную, марксистскую, занудную «советскую психологию» с бесконечными спорами о терминах и чисто спекулятивными рассуждениями о деятельности и сознании, которая, по-видимому, почти не имеет выхода в практику (на ней не заработаешь). И, во-вторых, веселую, мнимо свободную от идеологии, интересную «западную психологию», сведенную в рамках нашего психологического образования к набору чисто умозрительных концепций, сформулированных Фрейдом, Юнгом, Адлером, Хорни, Перлзом, Берном, Франклом, Фроммом, которая еще и имеет прямые выходы в практику в виде различных форм психотерапии.При этом собственно научная психология проходит мимо большинства студентов-психологов, которые в итоге так и не приобретают понимания того простого факта, что умозрение, субъективизм, расплывчатые понятия, не имеющие операциональных определений, нарушение двойного слепого метода, нерепрезентативные выборки, отсутствие контроля, отсутствие математико-статистической обработки данных ведут к произвольным трактовкам, ошибкам и заблуждениям, приводят к формированию мифов о человеке, а не к открытию подлинных закономерностей, действительно лежащих в основе функционирования психики.
Такого рода странное преподавание психологии я называю обезнаучиванием психологии. С некоторыми примерами обезнаучивания психологии вы можете познакомиться, посмотрев мою лекцию.
И в результате такого обучения, в результате обезнаучивания психологии мы, по сути, просто придаем подлинно научный статус необоснованным спекуляциям, мифам и чисто умозрительным концепциям, а вместо подлинной науки знакомим студентов-психологов со лженаукой, вбиваем им в головы различные лжепсихологии (замечу, что со списком лжепсихологий можно ознакомиться по ссылке).
Поэтому студент-психолог, вполне может подумать, что одни умозрительные концепции (психоанализ, гештальт-терапия, трансакционный анализ) попали в программу курса просто потому, что это более экзотерические, более наукообразные подходы, тогда как йога, цигун и сибирский шаманизм не попали в программу не потому, что это лженаучные и шарлатанские методы, а просто потому, что это все подходы более эзотерические, доступные лишь продвинутым, духовно одаренным и даже посвященным.Ну, а подумав таким образом, выпускник психологического факультета или института может вспомнить все то, что он читал до поступления в вуз (книжки по йоге, цигуну или сибирскому шаманизму) и начать активно это применять. Например, если он увлекался картами таро, значит, после обучения в психологическом институте станет таро-психологом (ну или аналитическим психологом – адептом Юнга, разница тут, поверьте, не слишком существенная, да и то чисто формальная, а не сущностная), увлекался астрологией, значит, станет, астропсихологом (да-да, сегодня и такие есть), увлекался индуизмом – станет ведическим психологом, увлекался шаманизмом – будет приглашать клиентов на камлания в тайгу, но возможно, не с целью опуститься в Нижний или подняться в Верхний мир, а с целью вступить в контакт с коллективным бессознательным, зачитывался Лазаревым – будет помогать клиентам диагностировать, а затем и очищать карму.Ну а что? На занятиях же разбирали Фрейда: жил себе мужик и вдруг открыл, что, оказывается, есть у человека бессознательное, содержания которого надо выявлять и осознавать. А чем, в сущности, Лазарев хуже Фрейда? Тем, Что Фрейд был врачом, а Лазарев – нет? Да нет, нет никакой разницы, ведь Лазарев – это тоже мужик, который вдруг открыл, что есть карма, которую надо диагностировать и чистить. Работы Лазарева тут даже солиднее выглядят, ибо опираются на мудрость древних – о карме-то еще в Ведах написано…Или студент-психолог может задать следующие вопросы:
- если можно предлагать клиенту увидеть что-то в кляксах Роршаха, то почему нельзя попросить его вглядываться в хрустальный шар или попытаться различить сигнал из подсознания в кофейной гуще?
- если можно просить клиента раскладывать цветовые карточки Люшера или портреты Сонди, почему нельзя попросить его разложить карты таро или триграммы Книги перемен?
- чем вопрошание подсознания отличает от вопрошания духов, тем более что в аналитической психологии Юнга или в трансперсональной психологии духи признаются архетипами и помещаются именно в подсознание (индивидуальное, коллективное и пр.)?
Кстати, к чести современных психологов нужно отметить, что принципиальной, сущностной разницы между учением Фрейда и учением Лазарева, между разглядывание клякс Роршаха и разглядыванием кофейной гущи, между раскладыванием цветовых карточек Люшера или портретов Сонди и раскладыванием карт таро или триграмм Книги перемен, между вопрошанием подсознания и вопрошанием духов действительно, нет. И там, и там – сплошные необоснованные спекуляции, умозрения, излишнее доверие собственным выводам, отсутствие экспериментальных подтверждений, нефальсифицируемость.«Да, но психоанализ же реально помогает!» – заявит кто-то.«Так и диагностика кармы помогает!» – скажу я.Не верите? Придите на лекцию Лазарева (или любого другого явного эзотерика) и поспрашивайте слушателей – там у каждого история чудесного исцеления, а в ряде случаев и не одна.
Между прочим, если вас заинтересовала проблема отсутствия принципиальной разницы между спекулятивной психологией и эзотерикой, рекомендую прочесть мою статью под названием «Психологический оккультизм».
Итак, я считаю, что многие психологи ударяются в эзотерику из-за обезнаучивания психологии, процветающего в нашей стране.
Вдобавок, не стоит забывать и о противоположной ситуации, когда эзотерик, экстрасенс, народный целитель, шаман, колдун, маг, йог, преданный Кришны получает психологическое образование или просто объявляет себя психологом (да-да, сегодня и такое возможно и встречается сплошь и рядом) с целью легитимизировать свою практику, сделать ее более наукообразной и солидной. Такого рода трюки, собственно, возможны тоже постольку, поскольку психология у нас обезнаучена, а от специалиста-психолога клиент требует не полученных в результате научных исследований данных, а применения чудодейственных методов, которые должны решить все психологические проблемы.
Если вас не устраивает эта ситуация, если вы выступаете против обезнаучивания психологии, я приглашаю вас к сотрудничеству. Пишите мне на почту ab@neveev.ru
Также буду очень рад, если вы сообщите мне о случаях обезнаучивания психологии, которым вы стали свидетелем, обучаясь в вузе или в какой-то иной ситуации.
Еще по теме:
- Бессознательное
- Психологические травмы
- Гипноз
Источник: https://neveev.livejournal.com/89295.html
Эзотерика: последствия и предосторожности
В группе один человек очень активно просил написать про технику безопасности, я всё-таки решил написать материал про негативные последствия эзотерики как таковой.
НЕВЫДЕРЖИВАНИЕ.
При активном развитие случаются ситтуации, что человек не выдерживает поставленных перед ним задач. Наиболее ярким примером являются люди, которые при занятиях эзотерическими практиками достигают очень высокой чувствительности пространства и окружающих и потом в силу своих новообретенных умений «скачивают» с других их проблемы и болезни. Это очень распространённый пример.
Защищаться от чужих энергий можно и это достаточно легко, но в таком случае это становится похоже на войну, цель которой не очень понятна. Выходом из ситтуации является гармоничное развитие всего организма. Не делайте упор на какую-то одну технику или одну возможность, развивайтесь в комплексе, тогда с обретением новых возможностей — Вы будете к ним действительно готовы и Ваш организм тоже.
ЧРЕВОУГОДИЕ.
Червоугодие является одним из грехов в Христианстве. В эзотерическом мире это очень распространено — начинает что-то получаться и люди с головой погружаются в эзотерические техники и практики, позабыв обо всём остальном мире.
Занятия должны приносить удовольствие и удовлетворение, если Вы используете тот или иной эзотерический метод саморазвития, при этом «загоняете» себя до состояния «больше не могу» — стоит очень внимательно подумать.
(Исключением пожалуй являются только упражнения на развитие силы воли).
ПЕРЕОЦЕНКА СИЛ.
Многие эзотерические и духовные практики позволяют излечиться от множества болезней. В больинстве случаев происходит непосредственно лечение причины болезни, а не самой болезни, как следствия. Есть такие причины, устранить которые достаточно сложно и моет сложиться так, что болезнь доведет до критического состояния значительно быстрее, чем Вы устраните причину болезни.
Не следует стесняться обращаться к врачам и прислушиваться к их мнению, в конце концов, лишней информация никогдане будет и узнав её Вы уже сможете принимать решение, что делать.
Также не стоит стесняться и пренебрегать помощью других людей, занимающихся целительством.
Если есть болезньи есть простой способ вылечить её медицинским путём — нужно это вылечить медицинским путём и самостоятельно разбираться с причиной болезни.
Есть одна фраза, которая мне очень нравится, ноя к сожалению не знаю, кто её сказал: «Если Вам нужно забить гвоздь — не стоит призывать высшие силы — нужно взять молоток и забить гвоздь».
СЛЕПАЯ ВЕРА.
В мире есть «добро» и есть «зло». Это очень условные понятия и с точки зрения пространства не бывает абсолютного добра и не бывает абсолютного зла, но это уже теология.
Существует множество «сущностей» и «сил», контактирующих с людьми, с точки зрения пространства это не важно, но человек всегда ограничен мерками добро и зло.
То, что Вам говорят — это не истина в последней инстанции и нужно всегда как минимум думать и воспринимать это как плоскость информации.
Большинство так называемых «высших сил света» исходит из посыла Любви и не говорят, конкретно, что следует сделать, а лишь объясняют возможности и последствия, таковы их порядки. «Тёмные сущности», как их называют на Земле, обычно используют в людях грехи и на основе их мотивируют людей на совершение тех или иных действий переполняя страстью и жаждой действия.
Понять кто именно с Вами вышел на контакт достаточно просто — проверьте, переполнены ли Вы после контакта любовью или жаждой и страстью? Если сомнения остались и Вы не в силах разобраться в происходящем с Вами контактом — идите в церковь и обращайтесь к иконам (не к батюшке!).
Церковь — это крайне намоленные каналы и в них по определению не может быть ничего «тёмного». Ну или как «упрощенная мера» — во время контакта начинайте читать голосом из сердца молитву (лучше всего «отче Наш», таким образом Вы либо наполните контакт любовью, либо оттолкнете от себя «тёмную» сущность»).
То же самое касается не только сущностей, но и «учителей», с которыми Вы сталкиваетесь по жизни и которые Вас обучают тем или иным техникам.
ЛЕЧЕНИЕ ДРУГИХ.
Лечение — это тесный контакт целителя и пациента и при этом контакте неизбежно происходит энергообмен.
Существуют техники, наподобии Рейки, которые в классическом исполнение несут идею «Я чистый проводник», таким образом целитель не берет на себя ответственность ни за что и является только проводником, но к сожалению многие болезни не получится вылечить такими методами. Если Вы начинаете кого-то лечить — имейте ввиду, что вполне вероятно, что Вам потом тоже придётся чиститься.
Немного теории. Если Вы чистейший сосуд — никакая «бячка» от другого человека к Вам не прилипнет. Если у Вас есть склонность например к страхам, а у человека больные почки (энергия страхов), то будьте уверены, что Выши почки придётся чистить. Таким образом, целитель, если он выдерживает и продолжает практиковать, работая с пациентами — работает и с собой тоже и чистит и себя самого.
Различные техники позволяют от этого защищаться, но основная техника защиты — не пропускайте через себя, только наполняйте любовью, светом, обращайтесь к органам человека и не лезьте в само лечение, прежде всего помогая организму пациента самостоятельно справится, ведь он тоже часть Бога и тоже это моет, просто пока не умеет.
Во время целительства — обязательно должен произойти обмен энергиями. Это могут быть деньги, может быть искренняя душевная благодарность, могут быть какие-то услуги.. что угодно, главное, чтобы был обмен. Если подвести итог, то пока Вы не уверены в себе — не беритесь за лечение других, это почти всегда, сообенно поначалу черевато.
ШАРЛОТАНСТВО СЕНСОВ И ЛЕНЬ ЛЮДЕЙ.
Очень многие так называемые экстрасенсы лечат болезни при помощи шаманских или других практик, при этом не устраняя причину самой болезни. Болезнь — это энергетическое нарушение в организме и нужно работать с причиной, чтобы этого больше не было.
Эти так называемые экстрасенсы в подобном случае выступают как классические медики, помогая «сейчас», но почти точно зная, что человек скоро вернется.
Сиеминутная помощь была успешной и в следующий раз человек обратиться вновь и так до бесконечности, пока наконец у человека не накопится такой потенциал «несовершенных энергий», что его будет уже нельзя снять.
Любое эзотерическое лечение предполагает развитие духовности самого человека.
Вариант «пришел, посидел, кто-то там помахал руками и почитал какие-то словечки» и всё прошло — это вариант ленивого и если Вы его выбираете, то будьте готовы, что болезнь вернется.
Есть случаи, когда на человеке «висит» чужой негатив и человек не в силах самостоятельно с ним справиться и нуждается в толчке — это достаточно редкий случай и вообще: «Каждому даётся по его возможностям»(с) — это закон мироздания.
P.S.
Многие умирают начав заниматься эзотерикой. Еще больше умирают не начав. А еще многие умирают от того, что не начали заниматься. Это выбор каждого человека.
Я считаю, что духовное развитие — это именно развитие, а не овладение «фокусами» и «наслаждение феерверками», да многие процессы очень приятны, но цель всё-таки в развитие, а не в получение этого «прихода». И еще — всегда нужно исходить из Любви.
Если Вы исходите из других основ — будьте готовы, что пространство будет Вам давать уроки и помогать Вам прийти к любви, вплоть до ухода из жизни и повторного прихода на Землю. Если чего-то боитесь — лучше не делайте, а делаете — не бойтесь!
И еще… Я Вас очень люблю и искренне желаю Вам любви и света!
P.S. 2
Кстати, если есть желание разувериться в эзотерике — почитайте книгу Дворкина или посмотрите видео его выступлений. У меня после его видео появляется стойкое ощущение, что кругом одно враньё и сплошные сектанты))) и еще очень сильно поднимается настроение, потому что если есть такой яркий негатив, то значит эзотерические течения представляют силу 😉
Источник материала «Эзотерика: последствия и предосторожности»
Источник: https://subscribe.ru/group/dostupnaya-ezoterika/71430/
Чем психолог отличается от эзотерика?. Статья. Психология. Самопознание.ру
Психологи — те же эзотерики!
В среде «эзотериков», «мотиваторов», «йогов», «экстрасенсов» и прочих подобных принято считать психологов… ну, кем-то второго сорта. Этакими «писателями тестов» и «опросниками-подушками» для депрессивных клиентов, не более.
Дескать, что он там может, этот психолог, что он там знает! Мы тут о тонких энергиях Эпохи Водолея рассуждаем, да ещё и заправляем ими, чакры раскрываем… А эти умники на копеечную зарплату сидят и тестики пишут для трудных подростков. Знаю.
Я сам, когда в 12 своих лет, ещё ребёнком, начинал учиться у достаточно известных в Советском Союзе «экстрасенсов», целителей и «видящих», впитал эту мысль достаточно глубоко.
И, беседуя в свои 17–18 лет с психологами, по интересам попавшими в «эзотерический круг» (тогда были приняты «беседы по интересам», обмен опытом между представителями различных духовных течений), также считал их «зашоренными предрассудками материалистами».
Пока не пошёл учиться на психфак!Теперь, отучившись на двух психологических факультетах разных вузов, могу с уверенностью сказать:Психология — это научно доказанная часть Эзотерики!То есть то, о чём можно с достаточной долей уверенности делать выводы, что вот при таком воздействии будет вот так и не иначе, ибо имеется опыт.
В отличие, например, от эзотерических учений, где 99% знают термин «раскрытие чакр», но лишь 1% может объяснить без наведения тени на плетень, что это такое, и, главное, сделать! Абсолютная невидимость и неосязаемость «души» и «тонких энергий» плодит уже много лет шарлатанов, которые этой неосязаемостью пользуются.
И через много лет и «чакры», и «потоки», и прочие «тонкие энергии» станут описывать в учебниках по психологии. Нет никаких противоречий между психологией и эзотерикой! Нет и никогда не было. Просто наука исследует и доказывает те эзотерические эмпирические наработки, которым тысячи лет, а самой науке — в десятки раз меньше, да и методы для исследования не так скоры, как хотелось бы.
Да, наука плетётся в хвосте «эзотерики» — но она не противоречит ей, а лишь подтверждает то, что истинно, отбрасывая то, что не работает. И всего-то!Простой психолог, которые пишет тесты и повышает мотивацию, возможно, и не может ничего более, но психолог вообще (а значит, хороший!) в потенциале — может то же, что эзотерик, духовидец, шаман, экстрасенс. Должен мочь.
Потому что даже тех знаний, которые преподаются в вузах, вполне хватает, чтобы системно понимать, что такое «карма» и «энергии», и откуду есть всё это пошло. Если хватает мне — значит, должно хватить и другим.
Примеры?Как я уже писал ранее, бессознательное — это общее название тех структур, которые эзотериками принято называть «тонкими телами», а область бессознательного — «тонким миром»… И работа с «тонкими телами», «кармой» и «открытие каналов» — то же, что работа с разными слоями бессознательного у психолога! Если угодно «буддийски настроенным» — работа с различными уровнями осознания. А вы про различия!..И в развитии сверхспособностей я не изобрёл ничего нового, что не было бы известно древним тибетцам или индусам. Я лишь начал использовать для этого современный научный гипноз. Суть одна, и она указана в Упанишадах, Ведах, Тантрах: повышая уровень духовности (чувственного осознания) человек приобретает сверхспособности. Грамотно (а я бы сказал — мастерски) используя гипноз, процесс осознания можно многократно ускорить, что в итоге даст человеку то, что зовётся сверхспособности. Кстати, про гипноз. Психология без гипноза — теория, не более. Гипноз — есть практическая часть психологии.
Дело в том, что работа с психикой (душой), как и любое исследование возможностей и ресурсов мозга, изначально предполагает широкое использование гипноза во всех его формах.
Ну невозможно без гипноза исследовать ни мозг, ни психику! И как клинический психолог, и психолог-педагог, считаю гипноз частью науки о душе.
Психолог, по моему глубокому убеждению, просто обязан владеть гипнозом, и чем серьёзнее запросы, тем в более совершенной форме психолог обязан владеть гипнозом. Тем паче, что ключ к серьёзным изменениям в психике — это гипноз.
Перспективнейшую тему установки гипнотических систем, вызывающую дискуссии и, пока ещё, известную в узких кругах профессионалов гипноза, следует рассмотреть отдельно, ибо то, что в настоящее время известно лишь небольшому кругу профессионалов, в ближайшие годы будет взято на вооружение наиболее продвинутой… Читать дальше
Как известно, мозг человека — это совершеннейший биокомпьютер, в котором предусмотрена возможность до определённой степени менять настройки. И режим, в котором возможно «менять настройки» — есть режим гипнотического сна, о чём я не раз писал в своих статьях.Менять по собственному желанию, если быть… Читать дальше | «Человек использует не все свои возможности!»Это стало ясно мне, когда я увидел это……Во все, сколь-либо значимые открытия человечества, всегда вмешивался Его Величество Случай. Именно Он наталкивал величайшие умы всех времён и народов на создание чего-то принципиально нового и революционного. Смею… Читать дальше |
Давно не писал о гипносистемах — развитии «сверхспособностей» человека с помощью гипноза. Работа в этом направлении не прекращается уже 6 лет, но, если раньше об этом нужно было записывать видеолекции и сеансы в силу малоизвестности темы, сейчас все, кому надо — знают, и лишняя огласка просто не является… Читать дальше | Заметил, что как-то волнообразно в жизни всё идёт. То есть клиенты, то вдруг, в течение какого-то времени, нет. То вдруг целый месяц подряд следуют обращения чисто терапевтического характера, то начнут один за одним люди обращаться со свалившимся на них тотальным беспричинным невезением.Не успел… Читать дальше |
Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chem_psiholog_otlichaetsya_ot_ezoterika/
Различия психологии и эзотерики
Очень модная нынче тема – конфликт психологии и эзотерики. Аргументы конфликтующих сторон просты: психологи говорят, что у эзотерики нет научной базы, и предмет ее изучении эфемерен, а методы слишком непонятны, чтобы считаться научными.
Исследования, в большинстве случаев не проводились, а если и проводились, результаты их сомнительны. В общем, эзотерика не наука, а следовательно, не имеет права на жизнь. Эзотерики, в свою очередь, резонно апеллируют к тому, что тяга человека к познанию себя и мира существует столько, сколько и само человечество.
Мудрость многих эзотерических законов проверена веками, а это покруче психологических исследований последнего столетия.
И те, и другие по-своему правы, не в этом суть. А зачем вообще нужен этот конфликт? Ведь если и у психологии, и у эзотерики точка приложения усилий – человек, т.е.
мы с вами, то так ли это важно, кто был первым, и чьи методы научнее если они помогают, работают? И, может быть, стоит объединить усилия, чтобы помочь человеку быть счастливей, а миру – гармоничней? Вообще, возможен ли союз психологии и эзотерики в рамках одной задачи и одного конкретного человека?
Два профессионала, известных каждый в своей области, – эзотерик, таролог, основатель школы практический эзотерики Иссэт Котельникова и психолог, психотерапевт Лариса Лутовина, в статье дают ответы на эти вопросы.
Иссэт: Есть три области, которые занимаются душой человека. Это религия, эзотерика и психология. И на низком уровне проработки эти области конкурируют. Для того что бы перестать конкурировать, надо быть достаточно взрослым, надо быть в теме и того, и другого.
До того момента, как я познакомилась плотно с психологией, я рассказывала анекдоты про психологов. А когда пошла учиться эриксоновскому гипнозу, услышала от преподавателя анекдоты про эзотериков.
И мне стало понятно, что и эзотерики, и психологи на каком-то уровне устраивают публичную казнь другому направлению. Значит, все-таки есть стремление обесценить другое направление, а такое желание может возникать только из-за непонимания разницы между ними.
К примеру, если говорить о религии, воспринимая ее с точки зрения жестких религиозных догматов, то неизбежны мировоззренческие конфликты и с эзотерикой, и с психологией.
А при более глубоком восприятии взаимодействия между человеком и Богом, и эзотерика, и психология могут многое добавить к традиционному пониманию религии. Давай попробуем объяснить нашим читателям эту разницу между эзотерикой и психологией для того, чтобы показать, насколько эти два направления могут быть союзниками, а не конкурентами?
Лариса: Давай попробуем. Мне кажется, это очень хорошая мысль, поскольку так или иначе и эзотерика, и психология занимаются похожей проблематикой применительно к каждому конкретному человеку, и непонимание, что есть что, и какая область отвечает на какие вопросы, возникает очень часто.
Иссэт: Я бы сказала, по своему опыту, что не встречала противоречащих рекомендаций от психолога и эзотерика. И те, и другие в своих рекомендациях исходят из разных подходов к внутреннему миру человека. А техники воздействия на жизненную ситуацию будут отличаться друг от друга. Конечно, если мы говорим о профессионалах в этих областях.
Лариса: Мы с тобой знакомы очень давно, и за все это время не было ни одной темы, в которой были бы кардинальные, взаимоисключающие противоречия в подходах к ситуации клиента. При этом мы не давали одних и тех же рекомендаций, сказанных разными словами.
Мы чаще находили много вещей, в которых эзотерика описывает ситуацию клиента, а психология подтверждает это на своем уровне, и наоборот. И да, ты права, — методы работы с ситуацией, решения по выходу из нее могут отличаться, но, опять же, не вижу в этом противоречий.
Просто клиент получает бОльший инструментарий для решения проблемы — и эзотерический, и психологический.
Иссэт: Главное, чтобы читатели из предыдущего текста не поняли, что психология и эзотерика — это одно и то же, и просто по-разному называют одни и те же процессы.
Лариса: Давай я попробую объяснить, что такое психология, а потом ты расскажешь о том, что такое эзотерика.
Начнем с того, что эзотерика, как и религия, безусловно, имеет более древнее происхождение, и хотя бы в силу своего старшинства обладает тем опытом, который психология просто не вправе сбрасывать со счетов.
Психология, по сути, наука молодая, ей и 150 лет нет, а эзотерика… даже не берусь судить, насколько старше. И мое мнение, что эзотерика в гораздо большей степени является философией, мировоззрением, а психология — гораздо более прикладная в своем подходе к решению человеческих проблем.
Иссэт: Знаешь, в нашей школе практической эзотерики мы уже много лет занимаемся как раз прикладной частью эзотерики. И “прикладываем” мы ее вполне успешно и без использования психологических методик. Разве мировоззрение может быть прикладным? Может, тогда разберемся с термином “прикладная”?
Лариса: Я и не утверждаю, что эзотерика не может быть прикладной. Речь идет о том, что психология в большей степени ориентирована на решение конкретной проблемы, заявленной клиентом. Сейчас объясню.
Эзотерика, как мне кажется, чаще идет от общего к частному, оперируя понятиями “судьба”, “предназначение”, действуя в соответствии с восприятием человека как части общемировой системы. Это я и имею в виду, когда говорю о мировоззренческом подходе.
Психология же, а в особенности психотерапия, всегда приложена к определенной проблеме, психология состоит из многих прикладных участков. Она состоит из многих паззлов: когнитивная, гештальт, нарративная, и прочие направления, их на сегодняшний момент больше сотни, насколько я знаю.
К определенной проблеме прикладывается определенный ключик. При этом надстройки мировоззренческой в психологии не существует.
Иссэт: Мне кажется, что эту разницу можно образно описать как различие между геоцентричным и гелиоцентричным подходом к астрономии. В геоцентричной системе мы делаем центром восприятия нашу планету и рассматриваем ее как основную действующую величину. И тогда все звезды и планеты для нас условно вращаются вокруг земли.
Астрология, например, на этом и основана. А в гелиоцентричной нам важно рассматривать землю только как одну из планет солнечной системы, а саму солнечную систему как часть большой галактики.
Эзотерика в этом случае гелиоцентрична — воспринимает конкретную личность человека как уникальное проявление его бессмертной души, которая имеет множество прошлых воплощений и кармических задач.
Тогда как психология геоцентрична — ее задача воспринимать то, что конкретно происходит с этой личностью, и каким образом можно ей помочь справляться с насущными проблемами, не зависимо от того, какая на них кармическая нагрузка. Оба подхода в принципе верны, и вполне могут дополнять друг друга. Весь вопрос в точке приложения на данный момент.
Лариса: Хороший пример. То есть, говоря другими словами, обе системы имеют право на жизнь, все зависит от конкретной области применения. Когда мы говорим о проблемах чисто земных, уместна геоцентрическая модель восприятия. В случае надвигающегося землетрясения — какая разница, где находится Марс по отношению к Солнцу, людей спасать надо.
Иссэт: Может быть, рассмотрим на каком-нибудь примере различие наших подходов? Скажем, человек оказывается в ситуации, когда он теряет себя. Например, как в том анекдоте — перестали радовать елочные игрушки. Что в этой ситуации будет делать психотерапевт?
Лариса: Смотреть симптоматику. Для чего мне это? Ты понимаешь, чаще всего человек на приеме предъявляет симптом, а проблема может лежать совсем в другой плоскости. Это как на приеме у врача — приходит пациент и жалуется, к примеру, на головную боль.
Что делает доктор? Правильно, задает вопросы и назначает комплекс анализов, чтобы выяснить, головная боль — это симптом чего? От гипертонии до, не дай Бог, онкологии — все может быть. Приходит к психотерапевту человек и говорит «Не радуют елочные игрушки».
У меня есть определенный набор инструментов, которыми я диагностирую основную проблему. То есть я спрашиваю «А как с мамой, как с папой, какие детские переживания, а что для вас значит, понятие “не радует”?».
Есть определенные тестовые методики, системы выявления той или иной проблематики. По результатам такой диагностики начинаем работать.
Иссэт: Я, в общем-то, тоже начинаю с диагностики ситуации. Куда же без нее? Я буду выяснять проблемную зону. Людям свойственно делать обобщающие выводы, имея конкретные мелкие проблемы.
Поэтому первое, что мне надо сделать, это выяснить в какой области жизни клиента находится проблема. И, при этом, мне нужно еще узнать — правда ли, ситуация клиента имеет эзотерический подтекст.
“Не радует” — может быть из-за того, что у клиента нарушен контакт с ведущим Эгрегором, или его проблема связана с Атманическим идеалом. В этом случае я буду давать те или иные эзотерические рекомендации, просматривая ситуацию клиента с помощью карт Таро.
Но бывает, что ситуация клиента связана, например, с не прожитой психологической травмой, и в этом случае я рекомендую клиенту обратиться за помощью к психотерапевту.
Лариса: Мне кажется, я поняла. Поправь, если ошибаюсь.
Ты тестируешь в данной ситуации, находятся ли проблемы клиента в плоскости “выше”, там, где находятся Эгрегоры и законы кармы, или “ниже” в плоскости конкретной личности, в конкретной симптоматике, в которой человек застрял.
Вот эзотерика, как мне кажется, про то, что выше, а то, что ниже – это психология. И то, и другое мне видится очень важным. Весь вопрос в точке приложения внимания специалиста.
Иссэт: То есть, находим источник той или иной проблемы клиента. Это может быть как тема его коммуникаций с Высшими силами, так и кармические задачи. А может быть его психологические проблемы, которые эзотерика описывает как право свободного выбора личности.
Лариса: И вот это наша точка приложения усилий. Если я вижу, что ситуация клиента не может быть объяснена с точки зрения законов психологии конкретной личности, если у меня нет механизма объяснения того, что с ним происходит, я предполагаю, что есть некий высший смысл в происходящем, и с полным правом рекомендую клиенту обратиться к тебе как к эзотерику.
Иссэт: В свою очередь, если я выясняю проблему клиента и понимаю, что для ее решения нужно поменять его психологическую установку, например, разобраться со своими комплексами неполноценности или фобиями, то я рекомендую обратиться за помощью к тебе как к психотерапевту.
Лариса: Вот поэтому мне кажется союз психологии и эзотерики очень важным.
И если бы эзотерик и психолог в своем намерении помочь конкретному человеку подружились, то он бы получил максимально возможный уровень поддержки и смог бы решить свою проблему гораздо быстрее и эффективнее.
И мне страшно обидно, что по факту эзотерика и психология, вместо того, чтобы продуктивно сотрудничать, заняты выяснением, кто из нас прав, а кто нет.
Авторы: Иссэт Котельникова и Лариса Лутовина
Источник: https://psychoterica.com/razlichie-psychoteriki-i-ezoteriki
Эзотерика — большой обман под видом просветления
Эзотерика – это ложная система взглядов на реальность, которая старается исказить или подменить настоящие знания о природных процессах. Эзотерика старается упростить человека, вернуть его к состоянию «разумного животного»…
После выхода статьи о том, как отличить эзотерику от психологии, мне задали логичный вопрос: «Что плохого в эзотерике?» Эзотерика, как «тайное знание» претендует на то, что обладает системой взглядов на человеческую природу и на устройство мира, более полной, чем наука и философия. Эзотерика относит себя к области «духовной», роднясь с религией, и одновременно претендует на «научность».
Современная эзотерика обещает людям ответы на «вечные вопросы» и руководство по развитию души и личности, одновременно с решением всех проблем. Но давайте разберёмся, в чём суть эзотерики, что эзотерические учения нам предлагают на самом деле?
Под эзотерикой я подразумеваю мировоззренческую основу учений, объединённых в движение Нью Эйдж, возникшее в 20 веке. Об истории и философии Нью Эйдж можно почитать в Википедии.
Я буду говорить лишь о сути эзотерики, выделив самые её общие идеи, и вы сами увидите вред, который наносят психике и душам своих адептов многочисленные эзотерические учения.
Те, кто ждал от меня статей о развитии личности, не уходите – вам эта информация тоже будет полезна. Эзотерические идеи в наше время «витают в воздухе», и их надо распознавать, чтобы не заразиться.
Основания эзотерических учений
Ложь о науке и религии
При всей пафосной серьёзности, эзотерические учения отличает на редкость безответственное отношение к тому, что они говорят.
Когда им это нужно, они обосновывают свои идеи «наукой», упоминая несуществующие научные открытия. Люди, которые не имеют отношения к науке, каковых большинство, доверчиво принимают это за чистую монету.
В случаях же, когда мнение науки общеизвестно, эзотерики высокомерно уничижают науку, которая «ничего не знает».
Так же эзотерические учения поступают и с религией. Для приданий веса своим идеям они любят цитировать или просто ссылаться на авторитетные религиозные тексты, чаще Библию и Веды.
При этом они либо толкуют цитаты крайне искажённым образом, иногда до прямой противоположности исходному смыслу, либо просто нагло сочиняют цитаты (это касается чаще Вед, которые никто читать не будет).
Естественно, что когда речь заходит об очевидном противоречии их учения религиозным представлениям, они объявляют религии «отставшими» и скрывающими истинное знание от верующих.
Несмотря на кажущуюся лояльность эзотерики к науке и религии, это отношения не взаимны. Наука не признает «открытий» эзотерики на скучном основании их бездоказательности.
Мировые религии так же относятся к ней резко отрицательно, гораздо хуже, чем друг к другу.
Иудаизм, христианство, ислам и Будда единодушно считают магию (на которой основана эзотерика) крайне душевредной, считая её плодом общения человека со злыми духами. И не исключено, что они правы…
Реальные источники эзотерики
Реальных источников эзотерических знаний всего два. Это, во-первых, уходящая корнями в глубь веков традиция магии и оккультизма, которая всегда существовала в культуре параллельно с философией и религией.
На Западе это такие учения, как пифагорейство, гностицизм, герметизм, алхимия, астрология, Каббала, спиритизм, а также примитивная народная практическая магия, представленная ведьмами, гадалками, суевериями, ритуалами и т.п.
, которую так и не смогло вытеснить христианство за 1000 лет.
Второй источник эзотерических знаний – богатое воображение авторов или то, что они сами считают непосредственным «откровением» неких «духовных сущностей», «вселенского разума» или «небесных учителей».
Если вспомнить, что любая религия предупреждает и том, что духи бывают разные, а человек часто подвержен обольщению и иллюзиям, то встаёт очень большой вопрос: кто автор этих откровений? Причём, этот вопрос не снимается, даже если рассуждать не в религиозном контексте, а в психологическом: какая часть содержания бессознательного человека производит видения и откровения и стоит ли им верить? Может, это просто банальный бред сумасшедшего?
Итак, мы видим, что эзотерика опирается, кроме мистического опыта авторов, всего на одну почтенную духовную традицию.
Но это второе вызывает доверие, не так ли? Может, древним и современным магам и оккультистам на самом деле известно то, до чего ещё не доросла наша молодая наука и что от нас преступно скрывает религия, стремясь к безраздельному владению нашими душами? Эзотерики говорят именно так. Что же, посмотрим, какие ценные истины они нам открывают, и что эти истины могут нам дать.
Эзотерическая безнравственность: добра и зла не существует или они едины
Дихотомия добра и зла беспокоит человечество всю его историю. Эта двойственность – неизбежное следствие свободы воли, которой мы отличаемся от животных. Но в этом и наше «проклятие», ибо зло, которое иной раз творит человек, просто чудовищно.
Что такое зло, откуда оно и как его избежать? Ответы можно дать разные, и сейчас не место в них слишком углубляться. В конечном итоге, всё сводится к тому, что человек должен принять свою свободу и научиться ей распоряжаться.
Он несёт ответственность за свой нравственный выбор и перед обществом, и, главное, перед самим собой.
Выбор в сторону добра и воспитание себя так, чтобы каждый раз делать этот выбор верно и привычно – и есть путь развития человека, на котором и он может достичь высот духа, и обществу будет хорошо.
А со злом всё-таки придётся так или иначе бороться, потому что зло – это разрушение, страдания, деградация. Да, это сложно и требует постоянных усилий. Иной раз сложно даже отличить добро от зла, а ещё труднее сделать выбор в сторону добра от зла, которое принимает соблазнительные формы.
По большому счёту, путь нравственности – это подвиг длинною в жизнь. И философия, и религия, и во многом наука, старается помочь человеку в этом подвиге.
Однако человек ленив, и ему не очень-то улыбается жить в борьбе, да и зло иной раз выглядит так привлекательно… И потому был найден второй ответ на вопрос добра и зла: почему бы не принять сторону зла? Тогда и подвигов не надо и бонусов масса! Но впрямую себе в этом признаться как-то боязно… Потому мы лучше создадим философское учение о том, что нет никакой разницы между добром и злом, всё едино. О том, что добро и зло – суть «проявления одной природы» и принцип единства противоположностей лежит в основе мироздания, вам расскажет любой эзотерик. А то, что отсталые моралисты называют злом, даже и полезно может быть…
Поскольку эта теория никак не совмещается с собственно человеческой природой, обречённой на свободу воли, то от человеческого тоже можно отказаться, объявив, что нет никакой принципиально человеческой природы – все мы такая же часть Природы вообще, как придорожный камень или таракан, и посему давайте вернёмся к истокам, прильнув к груди матери природы. Будем как животные и растения. Ну и что, что это отказ от развития и расчеловечение? – Зато никаких напрягов и подвигов! А чтобы гордость не пострадала, можно наречь природу «телом бога», а себя – частью этого бога и тешиться сознанием своей божественности.
Впрочем, совсем отказаться от этики у эзотериков не очень получается. Поэтому, объявив добро и зло «относительными» и тем самым заглушив совесть, они придумывают свою этику, в которой могут стать добродетелями и грехами самые странные вещи – в меру «испорченности» Учителя. Об основах эзотерической этики будет сказано дальше.
Эзотерическая гордыня: легко ли быть Богом?
Скучно достигать своих целей обычным путём: зарабатывать деньги, получать образование, строить свою жизнь, налаживать отношения… Если бы можно было как-нибудь взмахнуть волшебной палочкой – и получить всё на голубой тарелочке! Эта детская мечта преследовала человека с древности, и он искал путей её осуществления. И нашёл.
Точнее – придумал. Очень много чего придумал – целую мировоззренческую систему, иначе называемую магическим мышлением. Человеку с таким взглядом на мир кажется, что он всемогущ, что силой одной мысли, а уж тем более магических ритуалов, он может влиять на реальность, совершая то, что не под силу простым смертным.
На первый взгляд кажется, что такой взгляд – это гиперответственность человека за всё. Однако всё не так просто. Наш всемогущий маг на самом деле ответственность на себя упорно не берёт. Он ждёт управления и всегда оглядывается на ведущие его «силы».
В каждом шаге он справляется с законами вселенной / гороскопом / рамкой для биолокации или прислушивается к внутреннему голосу (в запущенных случаях голос звучит как бы снаружи), который мнит гласом божьим. Он никогда не ориентируется на собственные соображения – для каждого движения у него есть обоснование чем-то большим и мудрейшим, чем он, волю которого он читает по знакам.
Считая себя «богом – творцом своего мира» он оказывается человеком, не имеющим своей воли, постоянно ищущим указаний «свыше».
Эзотерическое сознание: отказ от разума
Есть у человека ещё одно чисто человеческое качество – сознание или разум. И, если разум настроен критически, то он может стать препятствием для осуществления всего вышеизложенного. Посему от разума тоже лучше избавиться.
Абсолютно все эзотерические учения говорят о необходимости расширения сознания, изменения сознания и отключения сознания. Иные даже прямо говорят, что разум – это «дьявол», который мешает человеку быть с богом, то есть слиться в гармонии со вселенной. Самый главный враг, естественно, критический разум.
Критиковать – очень плохо, это карму портит, особенно плохо критически относиться к словам эзотерического гуру.
Поскольку побороться с сознанием непросто, то для этого предлагаются различные практики – медитации, особое дыхание, приём веществ, тренинги, где производится групповое воздействие через психотехники.
А кто говорил, что освободиться от постылых оков разума будет легко? А чтобы вы не боялись безумия, эзотерика говорит, что, отключая разум, мы приникаем к источнику «божественного разума».
Поразительно, что человек, которому оказался тяжёл подвиг свободы воли и лень заниматься своей жизнью, готов прилагать ежедневные усилия для совершения этих практик и платить деньги за тренинги ради того, чтобы уйти от ответственности и тешить себя иллюзией своей божественности!
Эзотерическая этика: ощущения и удовольствия
Если разум мешает быть богом и общаться с божественным разумом, то, как же услышать голос бога внутри себя? Ответ эзотерики прост: бог говорит через эмоции и ощущения. Эзотерика учит очень внимательно относиться к своим ощущениям, безусловно им доверять, и не рассуждая следовать туда, куда они влекут.
Для пущей важности адептам внушается божественность интуиции. В эзотерической этике абсолютное зло и добро подменяется негативом и позитивом, с точки зрения субъективных ощущений.
Негатив – это зло, от всего, что вызывает неприятные ощущения, надо бежать без оглядки, ориентируясь на то, то вызывает ощущения приятные и комфортные.
Таким образом, удовольствие становится критерием истины, и человек начинает просто гоняться за удовольствиями и становится абсолютно беззащитным перед своими страстями.
Поскольку не доверять себе – табу (ну ты же Бог!), то, если что-то вызывает негативные ощущения, это объявляется воплощение зла. Типичные речи эзотерика: «Я чувствую, что мне это не надо», «Я чувствую, что это моё».
Да-да, не только книгу или блюдо, но и спутника жизни или профессию эзотерически «продвинутый» человек выбирает, сообразно ощущениям, простите, божественным указаниям, иногда скромно именуемым «подсознанием».
Божество эзотерики – энергия
Понятие энергии – центральное в любом эзотерическом учении. Для них все мироздание представляет собой энергию, энергия правит миром, это тот бог, которому поклоняется эзотерика.
Концепция энергии очень удобна для рационализации основных эзотерических идей – энергия безлична, безвольна, все-нравственна, она просто есть и течёт туда, где есть место.
Соответственно, если видеть везде и во всём лишь энергетические потоки, то можно не забивать себе голову такими глупостями, как личность, воля, свобода, добро и зло… А если изловчиться, то энергию можно и использовать, подключившись к «потоку».
Для рационализации важности ощущений понятие энергии тоже подходит как нельзя лучше.
Эта концепция легко и просто объясняет всё на свете, а человек так любит простые объяснения! Типичные примеры: миф об энергетических вампирах – мне плохо рядом с кем-то, значит, он разносчик негатива и ест мою энергию; отношения в паре основаны на взаимодействии мужской и женской энергии; у меня плохое настроение – значит, не хватает энергии. Ну и что, что для человеческих отношений и воли не остаётся места? Зато всё понятно!
Отношения по-эзотерически: ничего личного
Вы, наверно, догадываетесь, какой может быть в отношениях человек, для которого любое его действие – это деяние бога, а добра и зла не существует? Правильно – он способен на любую подлость, особенно если его ощущения высшая сила подаст знак.
Но это ещё полбеды. Поскольку он всё время озабочен обретением гармонии со вселенной, то есть своим состоянием и своей божественностью, то он вообще никого вокруг не видит.
То есть видит, но не живых людей, а в лучшем случае – кармические задачи, чаще – просто объекты для энергетического обмена.
«Энергетически» взаимодействовать он может, питаясь от ближнего энергией или, наоборот, кормя его. Но личностные человеческие отношения – это не для безликой части природы, которой он себя считает.
Представляете подругу, которая с вами общается не потому, что вы ей интересны, а ради накопления женской силы? А если вам грустно, и вы хотите моральной поддержки, то эзотерик отшатнётся от вас, как от прокажённого – ведь вы излучаете негатив и посягаете на его драгоценную энергию.
Если он вас и вытерпит из вежливости, то потом побежит в ванную «смывать негатив».
Естественно, что способность любить у такого человека напрочь отсутствует, хотя эзотерики очень много говорят о любви. Но под любовью они понимают совсем не личные взаимоотношения.
В эзотерике любовь – это всё та же энергия, это состояние гармонии со вселенной, вызывающее приятные ощущения, в которое погружен адепт, и которое он распространяет вокруг себя, как ему кажется.
Он изливает потоки любви на всю Вселенную, и ему совершенно не важно, что попадётся на пути – кучка мусора или ближний. Как говорится, «ничего личного»!
Так в чём же суть эзотерики и её вред?
Я отразила только философские моменты, суть эзотерических знаний в самых общих чертах. Мы видим, что поклонник эзотерики получает действительно уникальные знания, которые его преображают до неузнаваемости! Только вот надо ли нам такое счастье?
- Человек, принявший эзотерические идеи за истину:
- – Усваивает ложные представления о мире, человеке и духовности, получая искажённую картину мира.
- – Воспринимает искажённую систему ценностей и встаёт на пути деградации, а не развития личности.
- – Погружается в иллюзию своей божественности и всемогущества, теряя связь с реальностью.
- – Теряет критическое мышление и доверие к разуму.
- – Теряет нравственные ориентиры, а проще – совесть, становясь моральным уродом.
- – Утверждается в пассивной жизненной позиции и теряет волю, становясь рабом своих ощущений.
- – Обезличивается, теряя своё человеческое «Я».
- – Лишается способности любить и строить человеческие отношения.
- – С духовной точки зрения, его душа глубоко повреждается от общения с духами зла, вплоть до одержимости.
- – С точки зрения здоровья, он получает нервно-психические расстройства разной степени тяжести, иногда физические болезни.
Искренне надеюсь, что у вас не возникнет вопроса, что в этом всём плохого? Зато логичен вопрос: почему эзотерические идеи так популярны, и почему эзотерические знания и практики людям «помогают» и «работают», по их словам? Может там всё-таки есть и что-то хорошее и полезное? Об этом – в следующий раз. Если у вас есть ещё вопросы, касающиеся сути эзотерики вообще или каких-то отдельных эзотерических идей и практик, спрашивайте!
Источник: https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/ezoterika-bolshoy-obman-pod-vidom-prosvetleniya